Previous Entry Share Next Entry
14 основных заблуждений о Кавказе
dj_taisauti
4652
1. Кавказцы все заодно. Если брать в предельно широком смысле этого выражения, нет такой общности как «кавказцы» и никогда не существовало. "Кавказцы" это искусственно поддерживаемый и навязываемый определёнными силами мифический экзоэтноним. На Кавказе живут народы с совершенно различной культурой, антропологией и конфессиональностью. Некоторые имеют анатолийское происхождение, некоторые тюркское, другие скифо-сарматское и даже монгольское и семитское. Некоторые кавказские народы культурно ближе к славянам, чем ко многим другим автохтонам Кавказа, например, осетины относятся к индоевропейской семье, как и славяне и также большая их часть исповедует православие. Терские и кубанские казаки по многим атрибутам и ментальности стоят ближе к некоторым народностям Кавказа, чем многие эти народы друг к другу, например, осетины, адыгейцы или ногайцы ментально ближе к русским казакам, чем, например, к чеченцам или ингушам., да и по частоте смешанных браков это чётко прослеживается. Некоторая общность имеет место лишь у части народов Северного Кавказа, причём в эту общность можно включить также терских и кубанских казаков. Несколько особняком (видимо из-за раннего прихода ислама и тесных связей с Закавказьем и Востоком) стоят ингуши, чеченцы и особенно народы Дагестана. Они служат как бы буфером между преимущественно мусульманским Востоком и остальными автохтонными народами Северного Кавказа. А народы Северного Кавказа по основополагающим качествам ментальности отстоят от Востока, а значит и от Закавказья ещё дальше, чем остальная Россия и Европа. Это такие особенности, как признание верховного князя в лучшем случае как первого среди равных, высокий статус женщины, светскость общественной организации, глубоко заложенные идеалы индивидуализма, традиционные демократические принципы, неприятие никакого унижения вышестоящим по общественной иерархии и т.д. То, что между народами Кавказа никогда не было единства, можно красноречиво проиллюстрировать на примерах с событиями в Кондопоге, когда в конфликте на стороне русских участвовал осетин или в Москве, когда в драке с "кавказцами" на стороне Свиридова участвовал армянин. Да и внешне кавказцы очень разные, они относятся к 4 совершенно разным антропотипам и далеко не все темнокожие и кареглазые. Невольно вспоминается вырезанный отрывок из легендарного фильма Данелия «Мимино», когда японец, увидев героев Мкртчяна и Кикабидзе, сказал: «Эти русские все на одно лицо».

2. На Кавказе все ходят с ножами и травматикой. Эта байка сродни мифологеме, согласно которой русские водят по улицам медведей, и все прилюдно пьют водку из горлышка. Конечно есть и такие элементы, кто носит с собой ножи боевого назначения и травматику, как и везде в России, но таких очень мало, да это и небезопасно в регионе, где всегда много полиции. Байка эта связанна с однобоким и предвзятым освещением криминальной хроники в СМИ.

3. Кавказцы любят танцевать лезгинку на Красной площади и стрелять на свадьбах. Народные танцы - это здорово. И очень хорошо, когда народы открывают друг другу свой фольклор. На Северном Кавказе часто можно видеть фестивальные показы русских народных танцев, иногда и отдыхающие русские могут станцевать что-то и спеть частушки и это хорошо и нужно принимать, и понимать правильно, если только это не сопровождается провокационными выкриками, что к сожалению, иногда тоже случается. Но нужно понимать, что Москва очень большой город, там вероятно не один миллион уроженцев Кавказа гостит и проживает, некоторые могут и позволить себе лишнее, но по отдельным случаям нельзя строить обобщения. С таким же успехом можно сказать, что русские любят пьяными купаться в фонтанах, разбивать об голову бутылки из-под шампанского и кричать «бей чёрных». Тем более, что танцы и пьяные публичные выступления, демонстрируют не только кавказцы, как и стреляют и не только на свадьбах, но раздражают часто кавказцы больше почему-то. Видимо тут дело не столько в танцах, сколько в искусственно создаваемом антагонизме и асинхронности реакции русского общества на выходки различных этнических групп.

4. Кавказ кормит вся Россия. Начнём с того, что большая часть регионов дотационные, в условиях, когда в России главным источником ВВП является не производство, а экспорт ресурсов. А ресурсы, как известно, принадлежат народу, а не отдельным регионам. Регионами донорами являются преимущественно те, где добывают ценные природные ресурсы, а также Москва, централизующая у себя финансы всей страны. К тому же значительную часть дотаций Москва даёт в виде безналичных банковских кредитов, требуя возвращать реальными деньгами, что в конечном счёте даёт огромные прибыли столичным банкам.Вот, например, Рейтинг дотационности регионов за 2014 год.

Дотационный регион

Дотация,

млрд  руб.

Кол-во населения,

тыс. чел.

Размер дотации на

1 жителя, руб.

Камчатский край

31, 085

320,2

97 082

Республика Саха (Якутия)

50, 714

955,9

53 053

Магаданская область

7, 416

154,5

48 003

Республика Тыва

11, 307

309,3

36 599

Республика Горный Алтай

7, 208

208,4

34 588

Республика Ингушетия

6, 935

430,5

16 111

Республика Дагестан

42, 892

2 930,4

14 637

Еврейская АО

2, 481

174,4

14 230

Республика Бурятия

13, 735

971,4

14 140

Карачаево-Черкесская Республика

6, 434

474,7

13 554

Чеченская Республика

17, 523

1 302,2

13 456






































http://www.aif.ru/dontknows/eternal/1206689

Лозунг "Хватит кормить Кавказ" носит не экономический, а националистический контекст, достаточно упомянуть Дальний Восток, который получает больше дотаций, но не слышит в свой адрес обидного: «Хватит кормить Дальний Восток». Иногда утверждается, что много работает нелегалов в теневом бизнесе на территории России, и это верно. Только это в основном представители кавказского зарубежья. К тому же, не только же кавказцы там работают. И потом, это проблема не столько нелегальных работников, сколько нечистых на руку работодателей и отдельных чиновников.

5. Из-за высокой рождаемости кавказцы скоро вытеснят всех русских. Начнём с того, что этничность - это не генетический феномен, а культурный, здесь важнейшим критерием выступает не генетическое происхождение, предки или историческая родина, а самосознание. А если этничность понимать правильно, через самосознание, тогда наблюдается скорее обратный процесс, а именно миграция в «русские», особенно это ярко заметно среди армян и татар в традиционно «русских» регионах. К тому же, сейчас происходит аккультурация малых народов, когда забываются родные языки и все знают русский язык и русскую культуру гораздо лучше своей. Что же касается сугубо генетической ассимиляции, то она никогда и не прекращалась и сейчас в русских много чего намешано. К тому же заметный прирост населения на Кавказе отмечается только лишь в Чеченской республике и Ингушетии (1,8% и 1,5% соответственно), полагаю, что это связанно с временным подъёмом пассионарности из-за прошедших там локальных войн. С таким приростом потребуется не одна сотня лет, чтобы догнать русских по численности, если тенденция сохранится, что весьма маловероятно. Во всех прочих регионах, динамика численности населения, либо близка к нулевым значениям, либо даже имеет тенденцию к снижению, а в средних значениях соотношение рождаемость/смертность примерно сопоставимы с другими российскими регионами.

6. Для кавказцев характерен высокий уровень преступности. Статистика говорит об обратном. Относительная доля смертей от насильственных преступлений, даже с учётом повышенного террористического фона, заметно ниже на Северном Кавказе. Сложно сказать в чём причина, возможно это связано с тем, что уровень потребления алкоголя здесь заметно ниже, а большая часть убийств происходит именно на бытовой почве и чаще всего после обильного употребления алкогольных напитков. Миф этот связан с тенденциозным освещением в прессе криминальных сводок. Например, в Москве ежедневно совершаются десятки преступлений, уже хотя бы потому что город очень большой, но в сводки чаще попадает почему-то информация о преступлениях с участием кавказцев. Для опровержения указанного мифа воспользуемся статистическими данными по числу убийств и покушений на убийства по регионам.

Число убийств и покушений на убийство, погибших и получивших тяжкий вред здоровью* в результате преступных посягательств (ПП) по регионам - субъектам Российской Федерации, 2010 год, на 100 тысяч человек постоянного населения

 

http://demoscope.ru/weekly/2012/0505/barom02.php

Как видно по графику, показатели по убийствам и покушениям на убийство в Северокавказском федеральном округе самые низкие. Что же касается терроризма, то здесь от террористов страдают особенно сильно и борются с этой заразой насколько возможно. Среди террористов есть представители всех народов, включая и русских, которые попадаются и среди главарей боевиков. И только сообща, народы России смогут преодолеть эту заразу, а не выискивая виновных в отдельных народах и конфессиях. Террористические очаги, к огромному сожалению несколько чаще возникают на Северном Кавказе и тому есть свои локальные причины. Это накопившиеся противоречия, связанные с национальной идентичностью, бездумная политика власти в 90-тые года, когда много молодёжи из Северного Кавказа уехала учиться в исламские школы экстремистской направленности на Ближний Восток, прошедшие на С. Кавказе локальные войны и межнациональные конфликты и т.д. Но главной причиной повышения уровня террористических угроз на Северном Кавказе я считаю закономерный ортодоксальный исламский ренессанс, после 70 лет искусственного запрета, когда ислам, синкретично вплетённый в демократические традиционные нормы Кавказа практически исчез и ему на смену пришёл ортодоксальный шариатский арабский ислам, который в буквальном смысле несовместим с российскими правовыми нормами.

7. Все кавказцы мусульмане. Христиан на Кавказе даже больше (по данным последней переписи 57%). Христиане грузины (кроме мусульман аджарцев и месхетинцев и грузинских евреев), армяне, удины в Дагестане и Азербайджане (кстати, именно эти три народа приняли христианство, в качестве официальной государственной религии намного раньше даже Рима, в IV веке). Это большая часть осетин и абхазов, а также ассирийцы. Много христиан и среди адыгов и даже среди татар. Не стоит забывать про русских христиан, которые и по сей день являются самым многочисленным этносом на Северном Кавказе. На Кавказе есть и иудейское коренное население, это ашкенази, курдистанские евреи лахлухи, большая часть татов и грузинские евреи. Есть даже зороастрийцы и курды-езиды. Заметная доля буддистов, протестантов, католиков, кришнаитов, иеговистов и т.д. По этническому составу лишь в 4-рёх Северокавказских республиках и одной закавказской стране мусульмане составляют большинство, в Чечне, Ингушетии и Дагестане свыше 90%, в КБР 70%, в Азербайджане 99% (преимущественно шииты), во всех прочих регионах Кавказа мусульман заметно меньше половины. Данные по числу мусульман на Кавказе сильно разнятся, но их не более трети, да и те в своём большинстве мусульманами являются лишь номинально, поскольку из 5 обязательных столпов ислама, без которых нельзя считать себя мусульманином (исключение допускается только для хаджа в Мекку), соблюдают в лучшем случае два, вера и пост. По данным опроса службы “Среда” даже среди этих номинальных этнических мусульман лишь 42% заявили что соблюдают все предписания (смотрите “Атлас религий и национальностей России” http://sreda.org/arena).

8. На Кавказе имеет место притеснение женщин. Скорее имеет место обратная картина. Женщины у большей части народов С. Кавказа имеют часто более приоритетную роль в семье. Не случайно амазонки по легенде жили именно на Кавказе. Женщины на Кавказе чаще всего весьма своенравны и властны. Но, как писалось выше, кавказцы весьма разные и здесь тоже имеют место значительные вариации, от полного бесправия во многих семьях, например, в Талыше (южный Азербайджан), до определяющей роли в семье, например, во многих осетинских семьях.

9. Кавказцы не любят русских и потому все русские давно бежали с Кавказа. На С. Кавказе живёт очень много русских и по сей день. Например, по данным на 2010 год: в КБР 22% русских, в Адыгее 63%, в Осетии 21%, в Карачаево-Черкесии 34%. Многие уезжают, но не по причине притеснения, а потому лишь, что уровень жизни здесь ниже и многие боятся, что обстановка может стать неспокойной. Среди чиновников-управленцев, в национальных республиках, русские очень широко представлены, а среди управленцев-силовиков даже шире автохтонных народов.

10. Кавказцы преимущественно занимаются торговлей. Торговля больше характерна для жителей Закавказья. На Северном Кавказе занятие торговлей всегда считалось для мужчин чем-то недостойным, ну разве что недвижимостью торговать или заниматься оптовой торговлей.

11. Кавказ надо отделить и это решит все проблемы. Когда говорят об отделении Кавказа, почему-то подразумевают только национальные северокавказские республики, но ведь и Краснодарский и Ставропольский края тоже исконная территория коренных народов С. Кавказа. Как с ними быть? Там до сих пор живёт много представителей автохтонных народов. Их тоже выселить в те резервации, что остались после Кавказской войны? И как быть с русскими, которые прекрасно живут в этих северокавказских республиках и совсем не желают уезжать? Кроме того, так не бывает, мухи отдельно, котлеты отдельно. Если есть желание отделить бедные регионы, то надо быть готовыми к тому, что и богатые тоже захотят отделиться, например, Якутия.

12. На Кавказе практикуется кровная месть и рабство. Такое в XXI веке невозможно, есть судебная система, мстители будут наказываться без каких-либо поблажек и случаи мести так же редки, как и в других регионах России. Тоже относится и к рабству. Такое было во время войны в Чечне, встречаются редкие случаи в Дагестане, в каких-то совсем глухих аулах, но там чаще используют не столько рабский труд, сколько труд алкоголиков, готовых работать за выпивку. В самых проблемных регионах Северного Кавказа регулярно совершает рейды российский ОМОН, а спрятать рабов очень сложно, да и местные жители вряд ли потерпят такое. Отдельные редкие случаи имеют место и не только на Кавказе, только в других регионах это называют просто очередной выходкой маньяка, а на Кавказе навешивают ярлык пережитка архаичного традиционализма, хотя в действительности причины здесь тождественны. Скорее тут нужно говорить не столько о рабстве, сколько об ограничении свободы и прав работников, работодателями. А такое наиболее широко распространено в Москве и Подмосковье, когда у девушек отбирают паспорта и заставляют заниматься проституцией или продают их в арабские страны или, когда гастарбайтеров насильно удерживают на строительстве или в подпольных цехах.

13. На Кавказе живут дикие горцы, которые массой поступают в российские ВУЗы за счёт завышения результатов ЕГЭ. Скорее наблюдается обратная картина, результаты ЕГЭ в комиссиях чаще занижают, поскольку боятся, что слишком высокий средний балл по региону может стоить кресла ответственным чиновникам. А уровень образованности здесь в среднем ничуть не ниже прочих российских регионов, достаточно посмотреть результаты всероссийских олимпиад. Кстати, значительная доля ученых мирового уровня родом из Северного Кавказа, например, лауреат нобелевской премии Андрей Константинович Гейм, который вырос в Нальчике. Высокий процент поступающих с Кавказа связан с локальным всплеском пассионарности, а также с тенденциозной субъективной оценкой.

14. Мы и кавказцы слишком разные и нам не договориться. Этот миф связан с тем, что о кавказцах судят по гастарбайтерам, это так же глупо, как по лимитчикам судить о русских. В республиках Северного Кавказа русские и представители коренных народов прекрасно и дружно живут вместе. Бывают конечно случаи межнациональных конфликтов, но значительно реже чем даже в Москве или Питере. Причём внутренние межнациональные конфликты между автохтонами Кавказа случаются гораздо чаще.

http://sbricur.com/wp-content/uploa...




  • 1
как-то я не замечал матриархата в осетинских семьях

Я и не писал о матриархате, более того, я сам будучи антропологом могу компетентно заявить, настоящего матриархата не было никогда, были лишь отдельные матрилокальные полиандрические сообщества, да они и сейчас есть. В С.Осетии формально командует мужчина, жена чаще переезжает жить к мужу, обратные случаи редки, решения о крупных покупках (опять же формально) тоже принимает мужчина и мужчины внешне очень мужественны и горды, при гостях жена обслуживает всех молча. Но это только формальный образ, в реальности в осетинских семьях практически всегда все решения принимает женщина. Чаще всего это происходит при пассивном согласии мужчины, поэтому и выглядит это как сохранение гегемонии мужа, но в реальности.....

И у меня другой опыт Где такой рай-не подскажете, уважаемый аффтар?

Высказывание не очень логично. Что значит "у меня другой опыт"? Родители убитых Брейвиком детей тоже могут сказать что у них другой опыт по низкому уровню преступности в Норвегии. Тут всё решает статистика, а не отдельные случаи. А пока, все, кроме вас, кто не понаслышке знаком с Кавказом, со мной соглашаются, включая и моих русских друзей.

А я с Вами полностью согласна. Что касается места женщины в нашем осетинском обществе, то оно всегда было высоким, но не по причине матриархата, а потому что мужчины не вмешиваются в женские дела, а женщины - в мужские. У нас ценится женщина образованная, умная. Так и мужчины у нас не дураки, не препятствуют нашему развитию ))

Наталья, вот и я хотела сказать о том же. Разумеется отличается от положения женщин у других северных кавказцев, но матриархат?

Настоящий ( в чистом виде) матриархат в наше время сохранился, если не ошибаюсь, только на некоторых островах Индонезии: мужчина не имеет права строить себе дом, его выбирает в мужья сама женщина на каких-то смотринах и т.д. Но, в наших "суровых челябинских условиях" элементарное уважение к женщине
в семье и обществе, отсутствие каких-либо препятствий к образованию, выбору спутника жизни и др., в глазах некоторых сев.кав.мужчин выглядит как явный матриархат )) Однако, все взаимосвязано: наш осетинский "матриархат" есть прямое следствие уверенности в себе наших мужчин. Ведь, чем закомплексованнее мужчина, тем больше ограничений он придумывает для женщины. Слава Богу, с мужчинами нам повезло ))

Повторю, настоящего матриархата никогда не было, это устаревшая давно гипотеза, сохранившаяся в России из за консервации марксистской идеологии. Вот здесь например об этом http://antropogenez.ru/article/131/

/2.На Кавказе все ходят с ножами и травматикой./

Не только на Кавказе. Они и в русских городах ходят с оружием.
И бьют ножом в спину как шакалы.

/3.Кавказцы любят танцевать лезгинку на Красной площади./

Если бы они только на Красной Площади танцевали....а то во многих местах.
Причем некоторые еще красные мокасины надевают.

/6.Для кавказцев характерен высокий уровень преступности./

Это из-за безделья. На Кавказе очень мало работы,поэтому кавказцы ничего не умеют делать,а только занимаются автоподставами,грабежами,убийствами и похищением людей.

/10.Кавказцы преимущественно занимаются торговлей./

В Чечне на Грозненском рынке торговцы машинами - мужчины а не женщины.

/12.На Кавказе практикуется кровная месть и рабство./
До сих пор. Недавняя кровавая разборка между Аушевыми и Евлоевыми в Ингушетии лишь подтверждает этот факт.

/14.Мы и кавказцы слишком разные и нам не договориться./

Как можно договориться с людьми,менталилет которых остался на уровне первобытно-общинного строя?



1. Ходят и бьют, как и все другие народы. Подонки есть среди всех народов. В России каждый день совершаются тысячи преступлений, немудрено, что среди виновников и кавказцы встречаются. Вы статистику изучите, а не истерику СМИ и всё станет на свои места.
3. Я красные мокасины не ношу, мой сын тоже, все мои знакомые и знакомые их знакомых тоже, а танцы это хорошо. Многие на Западе думают, что русские ходят в телогрейках и шапках ушанках. Стандартная ошибка обобщения. Вы видите не тех кавказцев. К нам приезжайте и всё поймёте.
6. Опять обобщение. Почитайте статистику преступности. И на Кавказе народ работящий, это вы явно не в курсе. Вот многие уже и колхозы в России поднимают. Хотя тоже люди разные бывают, как и везде.
10. Ну автомобили это совсем другое дело.
12. Ингушетия это ещё не весь Кавказ, а отдельные случаи есть даже в Москве. Впрочем я не знаю подробностей про Ингушетию, а домыслы не люблю. Сон разума рождает чудовищ.
14. Опять обобщение. У меня жена наполовину русская, её родители договорились. Каждый третий житель Нальчика русский, как то договаривается с прочими, коли не уезжает. У меня и сына половина друзей русские, тоже договариваемся. Более того, я заметил другую тенденцию, сейчас дружат у нас уже давно не столько по этнической общности, сколько по социальному и культурному уровню.

P.S. Я давно заметил, любой национализм от невежества. Среди образованных людей если и встречаются националисты, то не убеждённые, а кукловоды, вроде Жириновского.

"Есть даже зороастрийцы, это курды-езиды."

Почему вы думаете, что езиды имеют отношение к зороастрийцам?

Ну, во всяком случае, они связаны генезисом.

Любопытный у вас блог. Мне нравится.

"Нет такой общности как «кавказцы» и никогда не существовало. "Кавказцы" это искусственно поддерживаемый и навязываемый определёнными силами мифический экзоэтноним. На Кавказе живут народы с совершенно различной культурой, антропологией и конфессиональностью"
Ну. это вы загнули. Есть такая общность. Есть кавказские языки, стало быть, есть и кавказцы. Что значит совершенно разные по культуре? У кавказских народов много общего в культуре и менталитете, а также в антропологии.
"Многие кавказские народы генетически и культурно ближе к славянам, чем ко многим другим автохтонам Кавказа, например, осетины относятся к индоевропейской семье, как и славяне."
Вот что за бред? В каком месте осетины ближе к славянам? Уважаемый, родство языков не всегда говорит о родстве народов. Этногенез и иже с ним явно не ваш конек. Осетины принадлежат к кавкасионской расе, исконному кавказскому расовому типу. То, что кучка алан ассимилировала автохтонное кавказское большинство, оставив им свой язык, не делает осетин европейцами. Надо быть слепым, чтобы не видеть, что осетины ничем практически не отличаются ни во внешнем, ни в культурном плане от большинства народов Кавказа. Где вы там сходство со славянами усмотрели, ума не приложу.

Чем долго и пространно разъяснять, что я не верблюд, я просто отошлю вас к своей монографии: "Этногенез народов Кавказа" https://yadi.sk/i/qyWiJOcNeoFBj
Так что я в курсе и про кавкасионов и про Кобанскую культуру и т.д. По сути Вы правы, но не по факту. Ментальность у осетин несколько отличается от ингушской например, напротив, например, ментальность терских казаков во многом близка ко многим северокавказским народам, часто даже ближе, чем к некоторым русским консорциям. Это даже по частоте смешанных браков можно проследить.
Кстати, про северокавказскую общность (которую я тоже не отрицаю) я тоже пишу в указанной монографии. Она есть разумеется, но она далеко не столько значительна, как представляется для взгляда извне. Тем более общекавказская общность, которая вообще миф, кроме Кцоевой и Абдулатипова даже и не вспомню других известных сторонников теории общекавказского дома.

Edited at 2015-12-09 06:27 am (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account