Previous Entry Share
7 главных бед современного педагога
dj_taisauti
1. Потеря мотивации к познанию.
Профессия педагога и ученого всегда была неблагодарной. Ещё Эразм Ротердамский пять веков назад писал: «Но обратимся к наукам и искусствам. Что, кроме жажды славы, могло подстрекнуть умы смертных к изобретению и увековечению в потомстве стольких, по общему мнению, превосходных наук? Воистину глупы донельзя люди, полагающие, что какая-то никчемная, ничего не стоящая известность может вознаградить их за бдения и труды. Да, именно Глупости обязаны вы столь многими и столь важными жизненными удобствами, и - что всего слаще - вы пользуетесь плодами чужого безумия».
Итак, мы, те, кто не ушел в бизнес, безумны, но мир успешно пользуется этим безумием.  - Но почему же? - спросите вы. Потому что есть другая мотивация, это внутренняя, имманентно присущая этому типу людей страсть к познанию. Коротко говоря, желание познавать и творить. Есть ли она сейчас эта мотивация? Исчезает куда-то за горизонт, уже почти не видно, хоть кто-то и пытается за ней угнаться.
Кому нужны знания, в условиях, когда  студенты всякий раз убеждаются, что знания в нашей нынешней реальности очень слабо коррелируют с успешностью и тем более с заработком?! Интерес к знаниям остался, но он уже отнюдь не прагматический, а сугубо познавательно-развлекательный.
2. Деньги.
Человек создан исключительно для счастья, всё портит денежный вопрос, У многих избыток денег мешает стать счастливыми, по причине вечной озабоченности к их сохранению и приумножению и что бы тебе за это ничего не было, но гораздо чаще мешает счастью денежный недостаток. У преподавателей с этим большие проблемы и хоть средняя зарплата всё время растёт, их реальная зарплата, столь же планомерно, снижается.
3. Престиж.
Учитель завсегда был сенсей. Самый уважаемый человек на селе. И это правильно. Сам знает больше других и охотно делится этими знаниями, а знания – сила. И что же нынче? Нынче всё изменилось. Когда люди узнают о моей профессии, в глазах читается искреннее сочувствие. Слов о повышении престижа ученых и педагогов мы слышим много, но на деле всё так и остаётся на словах.
4. Бюрократия.
Я помню времена, когда от преподавателя требовали лишь одну рабочую программу, с одним лишь кратким поурочным планом. Да и то, только если это новый предмет и нет старой программы. Педагог сам знал, что и как ему лучше менять в своей программе. Ли бы не заходить за рамки утверждённой вузовской программы. Казалось бы, это анархия, пиши, что хочешь или совсем не пиши. Однако тогда порядка было по более и это многие помнят. Выходит одно с другим никак не связано и нынче все эти рабочие программы, поурочные планы,  компетенции, планы научной, учебной и воспитательной работы, давно превратились в отписки. Без бумажки ты не человек, а если в бумажке прописано чёрным по белому, значит всё в порядке, даже если в реальности ничего такого нет.  Вот и тратят педагоги половину рабочего времени на бумажки. Самое страшное даже не количество бумаг, а постоянные движения, всё время что-то новое придумывают, и всё приходится переписывать уже по новым правилам оформления.
5. Коммерциализация.
Раньше всё оплачивалось государством. Конференции, командировки, различные плановые и внеплановые мероприятия, связанные с учебным и научным процессом, а сейчас многое приходится делать за свой счёт, даже статьи публиковать чаще всего, если это серьёзный ваковский журнал.  Поэтому неудивительно, что сейчас среди многих новообращённых докторов наук, больше отражается финансовый статус, чем профессионализм.
6. Липовые рейтинги и лавры.
Когда реальные знания перестают быть локомотивом образования, появляются различные суррогаты знания, в виде различных вариантов бутафорских лавровых венцов,  Кто их больше настреляет, тот и успешнее.

7. Отписки и формальное отношение.
Признайтесь, для многих знакомая картина, описанная ещё Жванецким:
– Обязательно. Если я обещаю, вы же знаете…
– Знаем, мы уже тогда никого не приглашаем, рассчитываем только на вас.
– Рассчитывайте обязательно на меня. Обязательно.
– Я же знаю.
– Ну что вы.
– Только на вас.
– Только на меня.
– Ну, до четвертого.
– До пятого…То есть до четвертого.
– До четвертого…То есть до пятого.
– Не сделаю я ему ни черта.
– А мне это и не нужно.

Дж. Тайсаев. Апрель 2017.

Recent Posts from This Journal


  • 1
С днем рождения! :)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account